Психологический подход к ребенку
Семейная стоматологическая клиника Домостом

Психологический подход к ребенку


Психолог "Детского Диагностического Центра" Сергеева Наталья Валентиновна рассказывает, как подготовить ребенка к посещению стоматолога

"Недавно я была у стоматолога…. Сказать честно, Я БОЮСЬ.

Боюсь любого визита к этому врачу. И я совсем не удивляюсь, что дети тоже боятся. Дети вообще чувствуют все тоже, что и мы, взрослые, детям присущи все наши, «взрослые» эмоции, чувства.

Чувство страха – это базовое чувство, корнями, уходящее в инстинктивные реакции. Это чувство нужно нам для самосохранения. И нам, и нашим детям. Но мы, взрослые, можем договориться сами с собой, объяснить себе, почему этот визит для нас очень важен, заставить пойти лечиться. Ребенок сам – не может. Даже если зуб уже болит. Потому что для него это действительно страшно. Страшно, потому что больно. Страшно, потому что неизвестно, что будет. Ведь любое действие стоматолога, даже спасительное – это интервенция в личное, внутреннее, и эта интервенция - абсолютно неконтролируемая со стороны пациента,то есть со стороны ребенка. И это тоже очень страшно, порой практически невозможно доверить себя какому-то дяде, или тете, которых и видишь-то впервые….

А еще взрослые говорят, что не любят туда ходить, потому что больно. А еще взрослые уже давно рассказали, что «если ты не будешь слушаться, мы отведем тебя к дяде доктору, и он поставит тебе укол» и что «вот не будешь чистить зубы – пойдешь к стоматологу». Вот такая вот страшная история получилась….

Как же правильно подготовить ребенка к визиту к этому «страшному» доктору?

Давайте вспомним, что лучшее средство борьбы с недугом – это ПРОФИЛАКТИКА.

С профилактикой все просто – в современной медицине есть множество средств по уходу за полостью рта для людей любого возраста, начиная с грудничкового. Плюс специальная диета (больше овощей и фруктов и меньше сладкого). Плюс консультация стоматолога по уходу за зубами у детей с самого раннего возраста. И необходимость в непосредственном лечении зубов отодвигается на неопределенный срок.

Если лечение предстоит, важно ребенка психологически подготовить, от этого зависит настрой на лечение.

С трех лет малыши начинают бояться боли, уколов, крови, визитов к доктору. Это естественный возрастной страх, но он есть. И мы должны его учитывать при планировании лечения.

Если ребенок еще ни разу не посещал стоматолога – важно, как можно больше рассказать ему о том, кто это такой, что он делает, и, как он это делает. Делать это будет интереснее во время игры. Поиграйте с ребенком в стоматолога, путь он сам побудет в роли врача, посмотрит ваши зубки, полечит зубки своих игрушек.

Хорошо, если вы сможете устроить недолгую экскурсию к замечательному доктору, которому «все детки показывают свои зубки (и мама, и папа тоже!)». Договоритесь с врачом о такой возможности. Пусть ребенок познакомится с этим новым для него местом, где можно покататься на «космическом» кресле, посмотреть мультики, где есть интересные трубочки, из которых можно дуть на зубки и поливать водой и так далее. А покажет ему все это добрый доктор, который, конечно, может попросить показать зубки, но сильно настаивать не будет. И мама не будет заставлять. И с этой экскурсии ребенок сможет уйти в любое время без всяких для него моральных и физических последствий. В это время не должно быть никакой необходимости в непосредственном лечении зубов.

Если у ребенка в ходе экскурсии появится настрой, и он согласится, можно провести необходимые профилактические меры. Ну а небольшой неожиданный подарочек-сюрприз от врача в конце мероприятия (заботливо организованный любящими родителями) закрепляет положительное впечатление от этого интереснейшего визита.
Тогда есть надежда, что следующие профилактические осмотры и лечение не вызовут того самого страшного чувства, которое мешает даже зайти в кабинет, а если уж удалось зайти, то непременно хочется быстрее оттуда выбежать.

Дети обладают хорошо развитым воображением и сказочным мышлением. Расскажите, а еще лучше – сочините вместе с ребенком сказку про больной зубик, – почему он заболел, кто и как ему может помочь (конечно же, это будет замечательный доктор-стоматолог!).

Нередко мы, взрослые, «заражаем» наших детей страхом перед этим врачом. Мы-то знаем, как это бывает у стоматолога. И мы беспокоимся за ребенка, – как это будет у него. Если мама или папа боится, тогда им сложнее спокойно объяснить ребенку безопасность этого визита. Если же в семье визит к стоматологу – обыденное событие, если родители регулярно сами ходят к стоматологу, и ребенок в курсе, что этот доктор помог маме (папе), и сделал ему хорошо - избавил его от боли, полечил зубик, - тогда у ребенка возникает меньше переживаний по поводу предстоящего похода. А некоторые дети даже требуют организовать визит к этому доктору только потому, что мама или папа туда ходят.
ЕСЛИ ЖЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕИЗБЕЖНО, очень важно, чтобы рядом с ребенком был тот, который может разделить его переживания по этому поводу.

Не лгите ребенку в надежде успокоить его. Рассказы о том, что «там тебе никто ничего делать не будет» - просто откровенная неправда со стороны взрослых. Ведь мы и ведем ребенка туда, чтобы «сделали». Дети тонко чувствуют фальшь наших обещаний, и в следующий раз не будут нам доверять, и нам придется прибегать к более сильной манипуляции, чтобы все-таки привести ребенка на лечение.

Утешить и разделить страх перед неизвестностью, рассказать, что, возможно, будет немного неприятно во время укола, но «ты выдержишь, ты у меня такой смелый», найти слова для поддержки - то, что на самом деле необходимо ребенку.

Очень важно спланировать время визита. Лучшее время для первых посещений – первая половина дня, когда ребенок уже выспался, но еще не утомился. В этом случае мало времени для фантазий о том, что будет происходить и какие последствия могут быть. А вот до вечера можно та-ко-е придумать!… И тогда уж точно страшно идти.

Не меняйте врача, если у ребенка и стоматолога сложились доверительные отношения, всегда записывайтесь к своему, проверенному. Современные детские стоматологи, конечно, хорошие психологи, могут найти подход практически ко всем детям. Но Ваш ребенок, особенно если он чувствительный, эмоциональный, увидев «не того дядю» может начать беспокоиться и не захочет к нему идти.

Если предыдущий поход закончился неудачей, если у ребенка остались негативные впечатления, если ему не понравился доктор – не ругайте ребенка. Просто вспомните себя, как не хочется идти туда, где не нравится, где страшно. У детей слабо развита способность делать то, что связано с неприятными ощущениями. Может стоит поменять Клинику. Может достаточно будет пойти к другому доктору. Начните знакомство заново. В любом случае оставляйте ребенку право не хотеть встречаться с неприятным.

За его мужество пообещайте ребенку награду. Купите ему после лечения игрушку, о которой он давно мечтал, сделайте для него то, что ребенок давно просит, но Вы по каким-то причинам не смогли сделать до этого времени. Дайте понять ребенку, как для Вас важно, что он справился со своим страхом и нежеланием идти, как Вы гордитесь его поступком.

Пусть любой визит ребенка к стоматологу заканчивается положительными эмоциями, пусть даже с недолгими воспоминаниями о неприятностях. Тогда в следующий раз ребенку будет легче с ними встречаться. А нам, родителям, будет легче уговорить ребенка на этот, достаточно непростой для него, шаг". Автор статьи:
психолог Детского Диагностического центра г. Домодедово

Сергеева Наталья Валентиновна

Whatsapp